Новости

Европе необходим космический монополист, иначе Илон Маск похоронит космическую отрасль ЕС

До конца года могут завершиться переговоры о создании европейского космического монополиста на базе компаний Airbus, Thales и Leonardo, сообщают источники. Но реальность европейской ситуации такова, что, даже находясь под угрозой разорения, чиновники ЕС не способны оперативно согласовать условия объединения этих компаний. На это могут уйти более трёх лет, что также неприемлемо, как и сложившаяся ситуация.

Переговоры между Европейской аэрокосмической группой и французскими и итальянскими компаниями об объединении их космических операций в совместную компанию, занимающуюся производством спутников, космических систем и услуг, начались ещё в прошлом году. Согласно недавнему отчёту французского парламента, выручка от объединения составит около €5 млрд в год. Но несколько человек, знакомых с ходом переговоров, сообщили Financial Times, что, если соглашение будет достигнуто к концу этого года, то контроль со стороны регулирующих органов и политиков задержит объединение до 2028 года или дольше.

Можно не сомневаться, что планируемое слияние привлечет пристальное внимание. Оно затрагивает вопросы суверенитета в сфере, которая становится всё более важной для обороны, а также поднимает вопросы конкуренции, технологического прогресса и затрагивает более 20 000 рабочих мест, которые могут пострадать во Франции, Германии, Италии, Великобритании и за их пределами.

Особую остроту ситуации придаёт то, что власти всех этих стран опасаются повышения веса одного из партнёров, что приведёт к сокращению рабочих мест в той или иной стране. Во Франции боятся укрепления Германии, а в Германии опасаются, что Франция перетянет одеяло на себя.

В то же время общая обстановка с финансированием космоса в ЕС значительно ухудшилась в последние годы. Долгие годы компании Airbus, Thales и Leonardo полагались на щедрое государственное финансирование. Теперь, на фоне США, это сравнительно небольшие суммы. В частности, власти ЕС в 2023 году выделили на космос $13 млрд, тогда как США — $73 млрд. Кроме того, успехи компаний SpaceX и Starlink Илона Маска начали забирать рынок у европейских космических игроков, что в совокупности поставило их в сложное финансовое положение, заставив искать выход в консолидации бизнеса.

Сильнее всего европейские компании пострадали от сокращения интереса бизнеса к сфере геостационарных телекоммуникационных спутников, которые находятся на высоте 36 000 км над Землёй. Ранее телевизионное вещание стало убыточным, а с появлением Starlink стали сворачиваться услуги спутникового интернета и спутниковой связи, в том числе для государственных структур ЕС. Например, в 2024 году во всём мире было заключено всего четыре коммерческих контракта на запуск геостационарных спутников — это самый низкий показатель за последние 20 лет.

Спад сильно ударил по космической отрасли Европы. С 2023 года Airbus из-за потери космических контрактов понесла убытки в размере более €2 млрд, а в прошлом году объявила о сокращении 2000 рабочих мест. Совместное предприятие Thales Alenia Space (TAS) с долевым участием Thales (67 %) и Leonardo (33 %) за последние два года объявило о сокращении почти 1300 рабочих мест.

Маск был «близок к тому, чтобы разрушить европейскую космическую индустрию», — заявили аналитики Agency Partners.

По мнению специалистов, слияние должно обеспечить не только снижение затрат, но и «новый способ работы», который позволит быстрее внедрять инновации и даст возможность операторам конкурировать со Starlink. «Слияние — это только начало пути». Другое дело, готовы ли компании на серьёзные перемены? Опросы показывают, что на первых порах они не готовы.

Договаривающиеся стороны предполагают сохранить специализацию и установленную практику производства. Это сохранит рабочие места, но смысл от слияния тогда размывается. Сокращение затронет только управление, и даст ли это ожидаемый эффект — в этом можно усомниться.

Отдельные специалисты считают, что вопрос слияния космических компаний в новой Европе больше не актуален. Страны ЕС без поддержки США будут вынуждены больше тратить на оборону. Более того, на это предусмотрены впечатляющие бюджеты в Германии, Франции и других странах. Это поддержит и укрепит космическую отрасль как одну из основ безопасности в современном мире.

В прошлом у Европы был положительный опыт слияния бизнеса похожего масштаба, когда в 2001 году из ракетных подразделений компаний Matra (Франция), BAE Dynamics (Великобритания) и Alenia Marconi Systems (Италия) выросла корпорация MBDA Missile Systems. Этот опыт можно распространить на создание единой космической суперкорпорации в Европе, если политики смогут договориться или жизнь заставит их прийти к согласию.

Источник